![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Андрей Кураев:
Реакция руководства Белорусской православной церкви на жестокое подавление протестов оказалась гораздо мягче, чем реакция Католической церкви. Синод РПЦ даже поспешно сменил патриаршего экзарха в Беларуси, митрополита Павла, который извинился за преждевременное поздравление Александра Лукашенко с победой. Католического же архиепископа Тадеуша Кондрусевича, гражданина Беларуси, действующая власть не пустила в страну – за слишком громкие высказывания и открытое осуждение насилия. Диакон Андрей Кураев объясняет, почему православные и католические лидеры отреагировали столь по-разному и чем это может обернуться для религиозной жизни Беларуси.
...
Наш, византийско-православный «культурный сценарий» предполагает взятки, льстящий язык без костей и вбивание в людей «вертикали власти». О, если бы можно было объяснить все странные «жесты» наших владык трусостью, жадностью или тщеславием конкретных лиц! Этим можно было ограничиться в 18-м веке. Но гуманитарная наука сильно изменилась за триста лет. В матрицу православной элиты накрепко вшит сервилизм. Служим тому хану, который сел на нашу шею вне зависимости от степени законности и нравственной вменяемости его правления. Причем это вполне искренне, поскольку церковная элита со времен императора Константина инкорпорирована в светскую элиту. По своим связям, идентичности, интересам и обязательствам епископы это часть элитного класса. Конкретные имена здесь ничего не значат. Это функции, запрограммированные столетия назад. В психологии есть понятие «стигматизация». Это некие наработанные и уже клишированные способы реакции. И вот эти стигматы обрабатывают под себя поколение за поколением карьерно-ориентированных церковных юношей. Слово епископ по-гречески буквально означает надсмотрщик. Поэтому вполне уместно вспомнить слова Юлия Даниэля – фронтовика и первого диссидента, осужденного после смерти Сталина:
А пожалуй, пора заступиться
За «героя» вчерашнего дня:
Нет, не робот, не мрачный тупица
Охраняет людей от меня.
Не палач, не дурак обозленный,
Не убийца, влюбленный в свинец,
А тщедушный, очкастый, зеленый
В сапогах и пилотке юнец.
Эй, на вышке! Мальчишка на вышке!
Как с тобою случилась беда?
Ты ж заглядывал в добрые книжки
Перед тем, как пригнали сюда.
Это ж дело хорошего вкуса:
Отвергать откровенное зло.
Слушай, парень, с какого ты курса?
Как на вышку тебя занесло?
… Тих барак с первомайским плакатом.
Небо низкое в серых клочках.
Озаренный мордовским закатом,
Сторожит нас мальчишка в очках.
Эти строки, конечно, и про современных омоновцев… Это не личные недостатки и грехи. Это – система, «субкультура», которая подбирает под себя нужных людей, взращивая в них угодные ей качества характера и вытравливая неугодные. Исключения бывали - но это не более чем исключения. Матрица именно такова. И требовать от какого-то одного современного митрополита, чтобы он стал таким исключением - невозможно. На вершине церковной пищевой цепочки он оказался именно потому, что явил в себе воплощение традиционных культурных сценариев. Августовская белорусская история ничего нового не показала. Только в одном случае епископская «матрица» допускает сбой: если митрополитам неясно, кто же сегодня - власть. Как честно сказали епископы соловецкого лагеря в 1927 году: выступая против большевиков в первые годы советской власти, мы просто не знали, что вы – власть, а не бандиты. А сейчас мы понимаем: вы тут надолго, и поэтому сейчас церковь с советской властью. Минский митрополит Павел, недавно отозванный патриархом из Беларуси, на секунду тоже потерял верную классовую ориентацию. Поначалу он поздравил Лукашенко с победой. Потом, когда на выходе из храма его окружили протестующие прихожане, он их заверил, что отозвал назад свое поздравление. А потом его пресс-служба опубликовала сообщение о том, что информация об отмене поздравления не соответствует действительности. «Затея не удалась. За попытку – спасибо». Эти его метания показали, как непросто православным прелатам выйти из привычной колеи. Максимум, на что хватает мужества наших риторов, - это причитание на тему «все мы грешные, а жертва с палачом равно виноваты друг перед другом». Дать простую нравственную оценку и сказать, что избиение безоружных людей и пытки уже арестованных есть преступление, ни у митрополита, ни у патриарха не получилось. И это при том, что католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич это сказал достаточно громко – достаточно, чтобы ему, гражданину Беларуси, запретили в нее въезд. Но ни старый, ни новый минские митрополиты и тут не увидели повода для протеста.
...
Можно ли протестовать не за оскорбление икон, а за оскорбление людей? В иных случаях мы так сладко говорим, что в храме священник равно кадит и иконам и прихожанам, ибо и в тех и в других видит святыню. Как дружно всколыхиваются православные, если кто-то прикурил от подсвечника или потоптал икону. Но если на их глазах топчут людей, тут «мы вне политики, мы молимся». Не забывая при этом возгласить воеводе Дракуле «многая лета».
Для религиозной жизни разные реакции православного и католического лидеров означают, что в городах Беларуси вырастут симпатии к церкви Римской, а не Московской. «Москвичи» глушат совесть сивухой доморощеной геополитики: мол, нас ненавидят за нашу эксклюзивную духовность, и потому всюду засылают агентов тлетворного Запада.
Предпочтение самогона итальянскому вину – это дело вкуса. А вот запрет самому себе на простые совестные реакции ради «геополитических интересов Державы» - это ровно то, что осуждается Евангелием. Хотя бы той его строкой, что повелевает не заботиться о завтрашнем дне, видя беду ближнего сегодня.
отсюда - https://diak-kuraev.livejournal.com/3055877.html
Левиафан:
В отличие от дела журналиста Ивана Голунова, которому полицейские подкинули наркотики, но в результате сами отправились за решетку сами полицейские, журналистов обвинили в вымогательстве, а Кателевского - в повреждении чужого автомобиля. Поводом для задержания стало уголовное дело против Дорогова по заявлению сотрудника ДПС. Утверждается, что блогер требовал у него 1,3 миллиона рублей. Сами Кателевский и Дорогов считают дело заказным и сфабрикованным из-за расследований, которые они публиковали в том числе на YouTube. Потерпевший по последнему делу – один из постоянных героев их видеороликов, сотрудник ГИБДД Павел Горохов. Сразу после ареста ютьюб-канал Кателевского прекратил своё существование, все резонансные сюжеты уничтожены, родственников задержанных заставили подписать бумагу о неразглашении материалов следствия. "Таким образом зачищена вся доказательная база их видеорасследований, – возмущены коллеги обвиняемых. – Причём на это нет официального решения суда и Роскомнадзора. Как только сотрудниками полиции был получен доступ к технике Кателевского, канал был удален. Это все, как мы считаем, абсолютно по беспределу". – Любой подмосковный район возьмите и увидите, что это настоящий Левиафан, – говорит журналист Антон Ядров, друг арестованных. – Раменский, Люберцы, Жуковский – Ян и Александр жили неподалёку, и их расследования чаще всего касались именно этих городов. Понимаете, они – люди, которые пытались что-то изменить в окружающем мире, которым не все равно. Чтобы вы знали – им жгли машины, им угрожали, их и до этого пытались привлечь к уголовной ответственности. Как правило, когда кто-то пытается в нашем государстве вскрыть гнойник, его тут же начинают прессинговать, так было и с Дороговым и Кателевским, везде торчат уши либо полиции, либо местных администраций. Александру Дорогову 44, Яну Кателевскому – 39, у обоих семьи. У Дорогова пятеро детей, трое из которых несовершеннолетних. Когда я разговариваю с его женой Еленой, на заднем фоне слышен плач маленького ребёнка. – Он меня всегда ограждал от проблем, связанных с его работой. Да, я говорила Саше, что у нас дети, но они с Яном были настолько уверены в своей правоте, в том, что закон на их стороне и, значит, все будет в порядке, – продолжает Елена Дорогова.
...
– Последнее время они чувствовали, что за ними следят, – говорит Мария, жена Кателевского. – Нет, угроз не боялись. Ян считал, что кто-то этим все равно должен заниматься, распутывать коррумпированные и преступные схемы, а раз никто больше не хочет, то придётся самим. Я думаю, он прекрасно понимал, чем это может для них закончиться. Во время задержания журналистов избили и уже такими доставили в ИВС подмосковной Лобни. На следующий день туда срочно выехали члены ОНК Московской области. Факты подтвердились. Александр Дорогов в результате задержания получил от собровцев травму позвоночника и брюшной полости, на просьбу вызвать скорую помощь сотрудники ИВС в Лобне ответили, что это невозможно из-за пандемии.
...
Все началось после того, как они решили разоблачить старшего инспектора 14-го батальона 2-го полка ДПС "Южный" Павла Горохова. С их точки зрения, он являлся символом всего плохого, что есть в нашей полиции, ролики с его "участием", снятые Кателевским и Дороговым, мгновенно становились вирусными.
Журналисты рассказывали о роскошной жизни простого инспектора ДПС, никак не совпадавшей с уровнем его доходов: о большом загородном доме, автомойке, которую тот купил на зарплату. Приезжали на место его работы и открыто снимали. В начале июля Кателевский с Дороговым заметили за собой слежку, им пришлось прятаться, жить не дома, выходить в эфир из разных мест. Уголовных дел в отношении Кателевского и Дорогова в итоге возбудили два. Первое касается только Яна, его обвиняют в повреждении имущества, автомобиля BMW X6, на котором друг инспектора Горохова как-то преследовал Кателевского за съемки у поста ГИБДД. Спустя почти год якобы выяснилось, что у машины помят капот и разбито зеркало заднего вида, и якобы сделал это Кателевский. Инспектор Горохов проходит по первому делу свидетелем. Во втором случае Горохов – главный потерпевший.
Полностью - https://www.svoboda.org/a/30814414.html
Реакция руководства Белорусской православной церкви на жестокое подавление протестов оказалась гораздо мягче, чем реакция Католической церкви. Синод РПЦ даже поспешно сменил патриаршего экзарха в Беларуси, митрополита Павла, который извинился за преждевременное поздравление Александра Лукашенко с победой. Католического же архиепископа Тадеуша Кондрусевича, гражданина Беларуси, действующая власть не пустила в страну – за слишком громкие высказывания и открытое осуждение насилия. Диакон Андрей Кураев объясняет, почему православные и католические лидеры отреагировали столь по-разному и чем это может обернуться для религиозной жизни Беларуси.
...
Наш, византийско-православный «культурный сценарий» предполагает взятки, льстящий язык без костей и вбивание в людей «вертикали власти». О, если бы можно было объяснить все странные «жесты» наших владык трусостью, жадностью или тщеславием конкретных лиц! Этим можно было ограничиться в 18-м веке. Но гуманитарная наука сильно изменилась за триста лет. В матрицу православной элиты накрепко вшит сервилизм. Служим тому хану, который сел на нашу шею вне зависимости от степени законности и нравственной вменяемости его правления. Причем это вполне искренне, поскольку церковная элита со времен императора Константина инкорпорирована в светскую элиту. По своим связям, идентичности, интересам и обязательствам епископы это часть элитного класса. Конкретные имена здесь ничего не значат. Это функции, запрограммированные столетия назад. В психологии есть понятие «стигматизация». Это некие наработанные и уже клишированные способы реакции. И вот эти стигматы обрабатывают под себя поколение за поколением карьерно-ориентированных церковных юношей. Слово епископ по-гречески буквально означает надсмотрщик. Поэтому вполне уместно вспомнить слова Юлия Даниэля – фронтовика и первого диссидента, осужденного после смерти Сталина:
А пожалуй, пора заступиться
За «героя» вчерашнего дня:
Нет, не робот, не мрачный тупица
Охраняет людей от меня.
Не палач, не дурак обозленный,
Не убийца, влюбленный в свинец,
А тщедушный, очкастый, зеленый
В сапогах и пилотке юнец.
Эй, на вышке! Мальчишка на вышке!
Как с тобою случилась беда?
Ты ж заглядывал в добрые книжки
Перед тем, как пригнали сюда.
Это ж дело хорошего вкуса:
Отвергать откровенное зло.
Слушай, парень, с какого ты курса?
Как на вышку тебя занесло?
… Тих барак с первомайским плакатом.
Небо низкое в серых клочках.
Озаренный мордовским закатом,
Сторожит нас мальчишка в очках.
Эти строки, конечно, и про современных омоновцев… Это не личные недостатки и грехи. Это – система, «субкультура», которая подбирает под себя нужных людей, взращивая в них угодные ей качества характера и вытравливая неугодные. Исключения бывали - но это не более чем исключения. Матрица именно такова. И требовать от какого-то одного современного митрополита, чтобы он стал таким исключением - невозможно. На вершине церковной пищевой цепочки он оказался именно потому, что явил в себе воплощение традиционных культурных сценариев. Августовская белорусская история ничего нового не показала. Только в одном случае епископская «матрица» допускает сбой: если митрополитам неясно, кто же сегодня - власть. Как честно сказали епископы соловецкого лагеря в 1927 году: выступая против большевиков в первые годы советской власти, мы просто не знали, что вы – власть, а не бандиты. А сейчас мы понимаем: вы тут надолго, и поэтому сейчас церковь с советской властью. Минский митрополит Павел, недавно отозванный патриархом из Беларуси, на секунду тоже потерял верную классовую ориентацию. Поначалу он поздравил Лукашенко с победой. Потом, когда на выходе из храма его окружили протестующие прихожане, он их заверил, что отозвал назад свое поздравление. А потом его пресс-служба опубликовала сообщение о том, что информация об отмене поздравления не соответствует действительности. «Затея не удалась. За попытку – спасибо». Эти его метания показали, как непросто православным прелатам выйти из привычной колеи. Максимум, на что хватает мужества наших риторов, - это причитание на тему «все мы грешные, а жертва с палачом равно виноваты друг перед другом». Дать простую нравственную оценку и сказать, что избиение безоружных людей и пытки уже арестованных есть преступление, ни у митрополита, ни у патриарха не получилось. И это при том, что католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич это сказал достаточно громко – достаточно, чтобы ему, гражданину Беларуси, запретили в нее въезд. Но ни старый, ни новый минские митрополиты и тут не увидели повода для протеста.
...
Можно ли протестовать не за оскорбление икон, а за оскорбление людей? В иных случаях мы так сладко говорим, что в храме священник равно кадит и иконам и прихожанам, ибо и в тех и в других видит святыню. Как дружно всколыхиваются православные, если кто-то прикурил от подсвечника или потоптал икону. Но если на их глазах топчут людей, тут «мы вне политики, мы молимся». Не забывая при этом возгласить воеводе Дракуле «многая лета».
Для религиозной жизни разные реакции православного и католического лидеров означают, что в городах Беларуси вырастут симпатии к церкви Римской, а не Московской. «Москвичи» глушат совесть сивухой доморощеной геополитики: мол, нас ненавидят за нашу эксклюзивную духовность, и потому всюду засылают агентов тлетворного Запада.
Предпочтение самогона итальянскому вину – это дело вкуса. А вот запрет самому себе на простые совестные реакции ради «геополитических интересов Державы» - это ровно то, что осуждается Евангелием. Хотя бы той его строкой, что повелевает не заботиться о завтрашнем дне, видя беду ближнего сегодня.
отсюда - https://diak-kuraev.livejournal.com/3055877.html
Левиафан:
В отличие от дела журналиста Ивана Голунова, которому полицейские подкинули наркотики, но в результате сами отправились за решетку сами полицейские, журналистов обвинили в вымогательстве, а Кателевского - в повреждении чужого автомобиля. Поводом для задержания стало уголовное дело против Дорогова по заявлению сотрудника ДПС. Утверждается, что блогер требовал у него 1,3 миллиона рублей. Сами Кателевский и Дорогов считают дело заказным и сфабрикованным из-за расследований, которые они публиковали в том числе на YouTube. Потерпевший по последнему делу – один из постоянных героев их видеороликов, сотрудник ГИБДД Павел Горохов. Сразу после ареста ютьюб-канал Кателевского прекратил своё существование, все резонансные сюжеты уничтожены, родственников задержанных заставили подписать бумагу о неразглашении материалов следствия. "Таким образом зачищена вся доказательная база их видеорасследований, – возмущены коллеги обвиняемых. – Причём на это нет официального решения суда и Роскомнадзора. Как только сотрудниками полиции был получен доступ к технике Кателевского, канал был удален. Это все, как мы считаем, абсолютно по беспределу". – Любой подмосковный район возьмите и увидите, что это настоящий Левиафан, – говорит журналист Антон Ядров, друг арестованных. – Раменский, Люберцы, Жуковский – Ян и Александр жили неподалёку, и их расследования чаще всего касались именно этих городов. Понимаете, они – люди, которые пытались что-то изменить в окружающем мире, которым не все равно. Чтобы вы знали – им жгли машины, им угрожали, их и до этого пытались привлечь к уголовной ответственности. Как правило, когда кто-то пытается в нашем государстве вскрыть гнойник, его тут же начинают прессинговать, так было и с Дороговым и Кателевским, везде торчат уши либо полиции, либо местных администраций. Александру Дорогову 44, Яну Кателевскому – 39, у обоих семьи. У Дорогова пятеро детей, трое из которых несовершеннолетних. Когда я разговариваю с его женой Еленой, на заднем фоне слышен плач маленького ребёнка. – Он меня всегда ограждал от проблем, связанных с его работой. Да, я говорила Саше, что у нас дети, но они с Яном были настолько уверены в своей правоте, в том, что закон на их стороне и, значит, все будет в порядке, – продолжает Елена Дорогова.
...
– Последнее время они чувствовали, что за ними следят, – говорит Мария, жена Кателевского. – Нет, угроз не боялись. Ян считал, что кто-то этим все равно должен заниматься, распутывать коррумпированные и преступные схемы, а раз никто больше не хочет, то придётся самим. Я думаю, он прекрасно понимал, чем это может для них закончиться. Во время задержания журналистов избили и уже такими доставили в ИВС подмосковной Лобни. На следующий день туда срочно выехали члены ОНК Московской области. Факты подтвердились. Александр Дорогов в результате задержания получил от собровцев травму позвоночника и брюшной полости, на просьбу вызвать скорую помощь сотрудники ИВС в Лобне ответили, что это невозможно из-за пандемии.
...
Все началось после того, как они решили разоблачить старшего инспектора 14-го батальона 2-го полка ДПС "Южный" Павла Горохова. С их точки зрения, он являлся символом всего плохого, что есть в нашей полиции, ролики с его "участием", снятые Кателевским и Дороговым, мгновенно становились вирусными.
Журналисты рассказывали о роскошной жизни простого инспектора ДПС, никак не совпадавшей с уровнем его доходов: о большом загородном доме, автомойке, которую тот купил на зарплату. Приезжали на место его работы и открыто снимали. В начале июля Кателевский с Дороговым заметили за собой слежку, им пришлось прятаться, жить не дома, выходить в эфир из разных мест. Уголовных дел в отношении Кателевского и Дорогова в итоге возбудили два. Первое касается только Яна, его обвиняют в повреждении имущества, автомобиля BMW X6, на котором друг инспектора Горохова как-то преследовал Кателевского за съемки у поста ГИБДД. Спустя почти год якобы выяснилось, что у машины помят капот и разбито зеркало заднего вида, и якобы сделал это Кателевский. Инспектор Горохов проходит по первому делу свидетелем. Во втором случае Горохов – главный потерпевший.
Полностью - https://www.svoboda.org/a/30814414.html